Сейчас прошла информация, что еще не все регионы готовы к полноценной работе в ГИС ЖКХ. Так ли это?
Михаил Евраев: Минкомсвязь составляет рейтинг регионов по степени их готовности к началу полномасштабной работы государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). На сегодняшний день в ГИС ЖКХ зарегистрированы и размещают информацию более 60 тысяч организаций сферы ЖКХ из всех регионов, при этом ситуация по внедрению системы в субъектах РФ во многом зависит от организационной работы самих региональных органов власти.
Есть субъекты-передовики, среди которых можно отметить Ханты-Мансийский АО, Тульскую, Челябинскую и Белгородскую области, Республику Калмыкию. Несколько субъектов РФ провели интеграцию своих IT-систем с ГИС ЖКХ и начинают размещать данные в автоматическом режиме. Например, Татарстан, Московская область, Чувашия, Ярославль. Это наиболее яркие примеры результативной работы.
Но есть и другие примеры, когда работа региональных органов власти практически не видна и участники рынка могут полагаться только на себя и службу поддержки ГИС ЖКХ - среди таких субъектов можно назвать Брянскую, Липецкую области, Крым, Пермский край, Республику Тыва.
Данная информация является открытой и размещена на главной странице ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru). Более того, в ближайшее время мы разместим доступные для всех граждан, участников рынка, органов власти и СМИ дополнительные аналитические формы, которые позволят видеть внедрение ГИС ЖКХ в каждом регионе в разрезе управляющих компаний, ТСЖ, ресурсоснабжающих организаций, размещенной ими информации по домам, приборам учета и лицевым счетам граждан.
Вообще за 2,5 года была проделана огромная работа по становлению системы. Были приняты два федеральных закона 209-ФЗ и 263-ФЗ, в развитие них 15 совместных приказов Минкомсвязи России и Минстроя России, определяющих работу ГИС ЖКХ. По сути, работа по формированию нормативно-правовой базы ГИС ЖКХ завершена.
Параллельно этому шла организационная работа по внедрению системы. С 81 субъектом РФ были подписаны Соглашения о пилотировании системы, но фактически пилотирование системы проходило по всей территории страны. С 1 июля 2016 года мы перевели работу службы поддержки ГИС ЖКХ в ежедневный круглосуточный режим для того, чтобы участники рынка вне зависимости от того, в какой части страны они работают, могли обратиться в нее с любым вопросом в любое время и знать, что им помогут. И таких обращений в службу поддержки у нас поступает более 40 тысяч в месяц. И мы стараемся, чтобы людям отвечали вовремя и по существу, а не просто общими фразами.
Но необходимо, чтобы кроме поддержки минкомсвязи, эффективно проводилась и разъяснительная работа в регионах, потому что людям важно, чтобы у них была возможность получить помощь в их работе в шаговой доступности.
А каким образом еще организации сферы ЖКХ могут получить ответы на свои вопросы?
Михаил Евраев: Кроме этого, материалы и видео c семинаров мы размещаем на сайте ГИС ЖКХ. К слову сказать, таких обучающих семинаров по стране мы провели более 400, в том числе для расчетно-кассовых центров, банков и IT-компаний. Именно поэтому на рынке появилось много качественных программных продуктов, доступных по цене, с помощью которых могут работать участники рынка, если они выбрали путь размещения информации в системе в автоматическом режиме, и к слову сказать, на сегодняшний день с ГИС ЖКХ провели интеграцию более 800 IT-систем. Нам было важно сохранить работающие в регионах в сфере ЖКХ IT-системы, не допустить в этом сегменте монополизации IT-рынка и помочь в размещении информации самым маленьким ТСЖ.
В течение недели мы также дополнительно разместим на портале в разделе "Регламенты и инструкции" учебники, тренажеры и наглядные видеоматериалы, которые шаг за шагом объяснят все действия по размещению информации.
Скажите, пожалуйста, несколько слов о том, какая в принципе цель создания системы, на какие средства она создается?
Михаил Евраев: Цель создания системы - сделать сферу ЖКХ открытой, чтобы люди без всяких запросов и походов в офисы организаций или органов власти могли увидеть, сколько они платят за квартиру и почему, сколько собрано средств на капремонт и как они расходуются, какие договоры по услугам ЖКХ заключены по их дому и как они выполняются, передать в электронной форме показания счетчиков, оплатить услуги ЖКХ, направить официальное обращение в органы власти или свою управляющую организацию, увидеть все расходы своего ТСЖ, провести собрания в электронной форме, посмотреть новости ЖКХ по своему району или городу, все нормативные правовые акты, программы ЖКХ по своему дому, а также многое другое.
Например, мы также предусматриваем форумы по дому, где можно будет общаться со своими соседями и обсуждать любые вопросы управления домом.
Кроме того, любой человек сможет увидеть отражение фактов своих платежей в своем личном кабинете в ГИС ЖКХ, вне зависимости от того, через какой банк он оплачивал эти услуги. На сегодняшний день интеграцию с системой осуществили уже более 330 банков и уже более 75 млн фактов таких платежей в онлайновом режиме поступили в ГИС ЖКХ
Также мы предполагаем автоматически формировать рейтинги управляющих организаций, на основе отзывов граждан и когда будут проходить собрания по дому по выбору управляющей организации, каждый сможет посмотреть эти рейтинги, по аналогии с тем, как люди выбирают себе гостиницы в отпуск, и сделать объективный выбор между ценой и качеством.
При этом мы не собираемся создавать какой-то мега расчетно-кассовый центр и самостоятельно выставлять начисления гражданам за жилищно-коммунальные услуги. Такие начисления должны делать те организации, которые эти услуги оказывают. ГИС ЖКХ не является участником оказания услуг в данной сфере, она просто отразит то, что происходит в реальной жизни.
Необходимо отметить, что ГИС ЖКХ создается исключительно за счет средств Почты России как оператора системы, без использования бюджетных денег. За период с 2014 до 2018 год стоимость создания, эксплуатации и развития системы составит порядка 2,4 млрд руб., включая расходы на приобретение аппаратного комплекса, разработку и совершенствование программного обеспечения, работу службы поддержки пользователей. Конечно, Почта России хоть и государственное предприятие, но коммерческое, и должно окупить данные расходы, в первую очередь за счет возможности оплаты на портале услуг ЖКХ. При этом мы пригласили подключиться к системе все банки, чтобы проводить оплату в конкурентной среде, и предполагаем, что во многих случаях граждане смогут заплатить с минимальной комиссией или вовсе без нее, но это уже будет зависеть от договорных отношений, выстроенных организациями сферы ЖКХ.
При этом вначале создание системы эксперты оценили примерно в 8 млрд руб. и за счет бюджетных средств, но, наш взгляд, это была завышенная стоимость, и мы предложили рассмотреть возможность сделать эту работу за счет внебюджетных источников, и как видите, получилось все сделать значительно дешевле, в том числе за счет проведения электронного аукциона по закупке оборудования.
Какие сроки введения системы и что будет мотивировать участников рынка на размещение информации в ней?
Михаил Евраев: Система была запущена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 года, но срок размещения информации в ней органами власти и организациями сферы ЖКХ - 1 января 2017 года. Мы совместно с Минстроем России специально перенесли данные обязанности и административную ответственность с июля 2016 года на 1 января 2017 года, чтобы все добросовестные участники смогли выполнить свои обязанности. Но понятно, что кроме добросовестных участников у нас есть и недобросовестные. И для них, конечно, предусмотрена административная ответственность. Кроме того, в Жилищный кодекс была введена специальная норма, которая вступает в силу с 1 января 2017 года про экономическую мотивацию участников рынка. Суть ее в том, что если в ГИС ЖКХ отсутствует информация о начислениях за ЖКУ гражданин имеет право не оплачивать такие услуги до тех пор, пока данная информация не появится в системе. Очень простой принцип: нет информации - нет денег. Думаю, что такая экономическая мотивация будет работать значительно более эффективно, чем административная ответственность.
Но хочу при этом сразу отметить, что добросовестным участникам рынка опасаться нечего - речь идет только о своевременном размещении в ГИС ЖКХ информации о начислениях, в чем они сами заинтересованы. И мы, конечно, будем им в этой работе помогать.
Подчеркну - мы не стремимся кого-то наказать, у нас совершенно другие цели. Нам важно предоставить гражданам достойный качественный продукт, который будет полезным для них и для органов власти, и для участников рынка.
При этом важно, чтобы организации сферы ЖКХ воспринимали систему не как очередную обязанность, "выписанную" им со стороны государства, а именно как своего помощника в работе, и я рассчитываю, что в будущем будет именно так.
Например, мы ввели такой принцип - однократность размещения информации. Это означает, что если Управляющая компания один раз в системе разместила информацию, то больше никто не будет иметь права требовать с нее повторного предоставления той же самой информации. Это значительно упростит отчетность, которой так сейчас замучены предприниматели.
Или если говорить про органы власти - они смогут достоверно понимать, что у них происходит в регионе и принимать решения на основе информации, которую они будут видеть в режиме реального времени по каждому дому. Например, подготовка к отопительному сезону, которая сейчас происходит путем сбора пачек бумаг, и они морально устаревают на следующий день, будет переведена в электронную форму, и можно будет видеть все данные онлайн и сравнивать их между собой. Пачки бумаг между собой не сравнишь.
Подключение к системе обязательно для всех?
Михаил Евраев: Использование системы является обязательным для органов власти и организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства. Для граждан использование ГИС ЖКХ является добровольным. Если человеку удобнее получать бумажные квитанции и лично присутствовать на собраниях жителей, то он может делать это как раньше. ГИС ЖКХ - это новые современные возможности по защите прав для человека и он сам решает, хочет он эти возможности использовать или нет.
Для того чтобы зайти в свой личный кабинет, гражданин должен быть зарегистрирован на портале госуслуг, и у нас сейчас уже более 32 млн человек, которые без какой-либо дополнительной регистрации могут зайти в ГИС ЖКХ.
Какие данные в системе, на ваш взгляд, должны быть открытыми?
Михаил Евраев: Мы предполагаем, что все данные, кроме персональных, в системе должны быть открытые. Потому что ГИС ЖКХ делается для граждан и общественного контроля. А общественный контроль бывает только тогда, когда есть открытая информация.
Именно в этом и заключается суть проекта и, конечно, открытость информации в ГИС ЖКХ и более жесткая конкурентная среда между участниками рынка многим не нравится. Мы встречаем активное сопротивление некоторых органов власти и ресурсоснабжающих организаций, которые под различными предлогами пытаются очередной раз перенести сроки ответственности за размещение информации в системе, сократить объемы размещения данных, а также дискредитировать саму идею создания ГИС ЖКХ.
Конечно, при введении в действие любой IT-системы возникают те или иные рабочие накладки, но для этого и существует служба поддержки, чтобы такие накладки решать. Просто одни компании решают возникающие сложности, а другие начинают говорить, что все плохо, давайте ничего не будем делать. И конечно, такой подход неприемлем.
Сейчас во многих случаях никто толком не знает, что происходит в сфере ЖКХ. Все под покровом темноты. А тут все будет видно, и конечно, это у многих не вызывает никакого энтузиазма.
При этом будут видна не только собираемость денежных средств по дому, но и все взаиморасчеты между ТСЖ, УК и ресурсоснабжающими организациями. Для недобросовестных компаний, конечно, это большой удар. Потому что уже не скажешь, что мол, у нас плохая собираемость, поэтому у нас такие долги. Будет видно, сколько собрали денег и куда их направили. И это совсем другое качество работы ЖКХ. Это качество открытости, которого данной сфере больше всего и не хватает.